Хоть стой, хоть падай

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Большинство управляющих паевых инвестиционных фондов из года в год проигрывают средним показателям рынка! Нонсенс, но это факт! Только за прошедшие 12 месяцев (по данным на 29.10.04) 69 фондов проиграли индексу ММВБ. Так вот, выиграть удалось только 36 фондам. Поверьте моему опыту — это очень хороший результат, обычно соотношение выглядит еще более ужасающим, чем 2:1. А если сравнить с более агрессивным индексом ММВБ 10, то картина будет еще более шокирующей.

Долгое время я списывал это на неопытность и молодость управленцев, но когда это стало повторяться из года в год, я стал искать другие причины происходящего. Проанализировав практически все аспекты работы управляющих компаний, я сделал вывод, который ввел меня в состояния стопора. Управляющим большинства компаний неважно, превосходит их фонд средние показатели рынка или нет! Для их бизнеса это не имеет принципиального значения. Вроде бы такое отношение не имеет никакой логики. Ведь чем выше результат, тем больше привлекательность паевого фонда для инвесторов. Но не тут-то было. Зачем тратить деньги на управление фондом? Ведь можно организовать дорогую рекламную кампанию — заметьте, за счет средств пайщиков — для привлечения новых инвесторов. Такой простой способ развития своей управляющей компании привлек к себе уже большое количество сторонников.

Например, берем процент роста фонда за лучший месяц работы фонда, скажем, 15 %. И выстраиваем на этом компанию.

Конечно, 15 % — это отличный результат, но ведь никто не говорит о том, что за последующие 2 месяца эта цифра может упасть до 2 %. Масштабы этой деятельности принимают такие огромные размеры, что об этом невозможно не говорить. Примеров таких рекламных кампаний множество, ведь как-то людям приходит в голову инвестировать деньги в подобные фонды. Так уж устроен человек — выбирает то, что знакомо, то, что находится у него на виду.

Доказать это невозможно, так как профессионалы, напрягая все части тела, утверждают, что ежедневно ведут упорную борьбу с рынком, пытаясь отвоевать у него как можно больше денег для пайщиков. Но у меня к этим ребятам вопрос: как надо было составить портфель фонда, чтобы при росте фондового рынка на 23 % за последние 12 месяцев можно было показать результат ниже 10,9 %, что даже ниже уровня инфляции! А таких паевых инвестиционных фондов акций целых 9 из 25, которые вообще за это время не превысили уровень инфляции. Думаю, что при всем энтузиазме многим частным инвесторам, которые не считают себя профессионалами, не дотянуть до этого фантастического результата.

Пока большая часть управляющих компаний получает свой доход от общего числа активов фонда, а не от результатов работы, ситуацию никто не сможет изменить.



Фонд заказывали?

Нас ждет горячая тема, друзья! Не спрашивайте меня, почему я не называю имен и опускаю названия компаний в этой главе.

Это не от того, что затрудняюсь их назвать, а от беспокойства за свою жизнь. Так уж случилось, что она у меня одна. И все-таки!

Давайте представим себе ситуацию — предприятие Х, нуждаясь в притоке новых средств, выпускает облигации. Для лучшей ликвидности облигаций создается паевой инвестиционный фонд, который за деньги инвесторов проводит рекламу, собирая деньги новых инвесторов, которые частично размещаются (хорошо, что есть ограничения в инвестиционной декларации) в облигациях данного предприятия. А представим, что таких фондов три: облигационный, смешанный и фонд акций, прикупающий чуть чуть облигаций. То же самое делается и для притока денег в акции предприятий, но, к счастью, в меньшем масштабе.

Называя такие фонды заказными, я с уверенностью могу сказать, что эти схемы, с одной стороны, недоказуемы, но, с другой стороны, и не криминальны. Ведь все легально, все по нормативам. Но вот только инвестору от этого не легче, не ради этого он доверял фонду свои деньги. К счастью, такие фонды редкость, по крайней мере, я встречаю их не так часто. Наша задача — научиться их обходить, выработав систему отбора паевых фондов.

Сколько стоит пай?

В мировой практике встречалось много случаев того, как управляющие фондов завышали стоимость паев. Один из способов — накачка портфеля. За несколько дней до отчетного периода управляющие фонда докупают в большом количестве акции компании, которые уже есть в их портфеле. Тем самым они намеренно разгоняют их в цене, что приводит к искусственному увеличению стоимости активов фонда. Как только отчеты сданы и стоимость пая известна, фонд быстренько сбрасывает ненужные акции. Это приводит к неминуемому спаду стоимости пая, но ведь результат достигнут — о фонде говорят. Чаще всего к таким хитростям прибегают интервальные фонды. Но опять, как и в предыдущем случае, осуществляемые операции являются легальными.

Но наиболее распространенным методом запудривания мозгов является переоценка стоимости ценных бумаг в фонде. После небольшого количества манипуляций доходность фонда вырисовывается намного интереснее. Не будем о грустном, ведь главное — научиться избегать данные управляющие компании и их фонды. О том как это делать, узнайте у своего финансового консультанта.

«Украшаем витрину»

Управляющий паевого фонда представляет отчет о структуре портфеля фонда к определенным датам. По структуре портфеля пайщики судят о профессионализме управляющего фонда.

Именно поэтому перед отчетом некоторые управляющие «украшают витрину» своего фонда. Те акции, которые росли на протяжении последних месяцев, срочным порядком докупаются в портфель, и наоборот, те, что падали, убираются из него. Таким образом, происходит «косметический ремонт» портфеля, говорящий о профессионализме управляющего, выбравшего такие хорошие акции. На реальном результате это не сказывается никак, а вот пыль в глаза пустить можно.

Большие издержки

Чувствую, что вы удивлены! Если нет, то внимательнее прочитайте предыдущую главу, в которой есть раздел «Небольшие издержки». Здесь не наблюдается каких-либо расхождений.

В прошлый раз мы говорили о том, что инвестору часто выгоднее отдавать деньги в управление компании, сокращая тем самым свои издержки. В этот же раз я хочу остановить ваше внимание на том, что издержки большей части управляющих компаний слишком высоки. Ведь нам есть с чем сравнивать: на управление взаимными фондами в США тратится в среднем в 2 раза меньше, чем в России! Конечно, на рынке существует тенденция к снижению издержек, ведь конкуренция уже сейчас давит на управляющих. Но она недостаточна! Я не требую того, что бы управленцы экономили на бумаге или скрепках, но мы-то с вами знаем, что на этих деньгах и выстраиваются рекламные кампании большинства фондов. То есть нашими же деньгами нас и окучивают.

Более того, некоторые фонды совсем не хотят снижать издержки, даже если их сумма чистых активов выросла за последние годы в сотни раз! Естественно, я понимаю, что выросли и издержки по управлению фонда, ведь управлять большими активами намного сложнее, чем малыми. Но в любом случае издержки не пропорциональны тем сборам, которыми нас облагают многие фонды.


3153087080757493.html
3153177303541998.html

3153087080757493.html
3153177303541998.html
    PR.RU™