Сравнительная характеристика СЭЗ

В странах с различными уровнями развития экономики

Страны с развитой экономикой Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
Типы создаваемых зон
Представлены все типы, но наибольшее развитие получили зоны свободной торговли, научно-технические зоны. В последнее время – предпринимательские зоны Наибольше распространены экспортно-производственные зоны В новых индустриальных станах – научно-технологические зоны.
Источники финансирования
Преимущественно национальный частный капитал Иностранный частный капитал Кредиты банков Приблизительная структура в Китае: - прямые бюджетные вложения – 2-9%; - прямое финансирование из местного бюджета – 12-15%; - льготный государственный кредит – 30-35%; - иностранные инвестиции – 47-56%
Цели создания зон
Часто поднятие уровня депрессивных регионов Повышение конкурентоспособности национального производства Увеличение притока валюты, т.е. национальное развитие и интеграция в мировое хозяйство
Ориентация рынка
Основная часть продукции идет на внутренний рынок (Например: в США – 89%) Экспортоориентированная – запрет или ограниченность торговли продукцией, произведенной в зоне (Тайвань – реализация продукции на внутреннем рынке максимально – 2%, в Китае – более 30%)

Свободная экономическая зона – сложный институт внешнеэкономической деятельности, создание которой требует взвешенного анализа и более тщательного подхода в вопросах организационно-правовой структуры, системы управления СЭЗ, реализации мер, поддерживающих постоянный интерес отечественных и зарубежных партнеров.

Свободные экономические зоны это не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть очень ограниченного пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ различных регионов, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с программами, реализуемыми на ее территории.

Концептуальными подходами к созданию СЭЗ устанавливаются следующие положения:

- СЭЗ выносится (формально) за таможенные границы государства;

- внутренней таможенной границы свободной зоны обеспечивается администрацией

зоны;

- при экспорте и импорте товаров через внешнюю границу зоны таможенный досмотр

сводится к цели выявления товаров, запрещённых к ввозу и вывозу из страны;

- импортные и экспортные товары досматриваются только с целью контроля

выполнения международных обязательств государства;

- экспорт продукции, произведённой в СЭЗ, не лицензируется, не квотируется,



экспортным налогом и пошлиной не облагается;

- продукция, поступающая в свободную зону из-за границы для потребления,

переработки, сборки и последующего реэкспорта, от импортного налога и таможенных пошлин освобождается;

- при вывозе доработанной продукции из СЭЗ на внутренний рынок, произведённой

использованием ранее импортируемых материалов и компонентов (ввезённых в СЭЗ беспошлинно) таможенные пошлины не взимаются;

- поставка товаров через территорию СЭЗ с внутренней территории транзитом осуществляется без таможенных льгот и преференций;

- на территории свободной зоны действует упрощённый порядок выезда и въезда

иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Общегосударственный интерес в решении проблемы регионального развития направлен на обеспечение реализации интересов развития данной территории, одновременно предполагая их частичное ограничение.

Главной целью создания СЭЗ является ускорение социально-экономического развития как регионов, создающих на своих территориях свободные зоны, так и страны в целом на основе их интеграции в систему мирового хозяйства и международного разделения труда путем создания льготных условий для привлечения иностранных инвестиций для экономического развития территорий и отдельных отраслей хозяйства и использование СЭЗ в качестве создания испытательного полигона по экспериментальной апробации экономических и организационно-управленческих реформ для дальнейшего широкомасштабного внедрения их на всей территории страны.

Более детально цели создания СЭЗ указаны на Рис. 1.

Свободная экономическая зона должна отвечать следующим требованиям:

- быть максимально независимой от правительственных структур и

предусматривать небольшие затраты государства на своё создание;

механизм функционирования зоны должен предусматривать эффективный способ включения в оборот трудовых, инфраструктурных и технологических ресурсов Украины;

- включение земли в рыночный оборот должно сочетаться с контролем

использованием и улучшением качества;

- должна обеспечиваться выгодность долговременных инвестиций в



высокорентабельные производства.

Цели создания СЭЗ
Научно-технические цели
Социальные цели
Экономические цели
Привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий
Ускорение инновационных и внедренческих процессов
Привлечение зарубежных ученых и специалистов
Повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов
Привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур
Использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создание им-портозамещающего ме-ханизма производства
Повышение конкурентоспособности национальной экономики и экономики регионов
Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов
Ускорение развития остальных регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов
Повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей
Удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка
Создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счёт изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления
Рис. 1. Классификация целей создания СЭЗ



Наиболее значимыми являются локальные образования, осуществляемые в следующих формах.


3157858471716144.html
3157897470770382.html

3157858471716144.html
3157897470770382.html
    PR.RU™